Монастырь расположен на территории России в Республике Карелия на островах Валаамского архипелага. Но когда возник монастырь? Точная дата его возникновения неизвестна. Во многих источниках церковно-исторической науки не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки – древнее житие преподобных Сергея и Германа. Ведь во время нашествий врагов уничтожались все церковные святыни, памятники, книги. Были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Так было утрачено и описание жития Сергия и Германа Валаамских.
Однако, несмотря на уничтожение главных святынь монастыря, ученые наводят две примерные даты:
- XII-XIV ст. Этой датировки в настоящее время придерживается ряд современных ученых Н.А. Охотина-Линд, Дж. Линд, А. Накадзова. Эта точка зрения основывается на рукописи XVI века «Сказание о Валаамском монастыре» (изданной Н.А. Охотин-Линд). Следует отметить, что до сих пор не найдены другие источники, в которых бы подтверждались данные «Сказания о Валаамском монастыре», в частности, утверждение, что основателем монастыря является не преподобный Сергий Валаамский(как принято считать), основываясь на многовековом церковном предании, нашедшем отражение в богослужебных текстах, а преподобный Ефрем Перекомский.
- X-XI ст. Эта датировка опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского. Описание жития содержит упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа из Валаама в Новгород в 1163 году. Следует отметить, что историкам XIX века была известна только одна запись из Уваровской летописи о переносе мощей. Архивные исследования последних лет позволили выявить и другие подобные упоминания. Церковная и монастырская традиции придерживаются последней концепции, утверждающей, что основание обители произошло в эпоху Крещения Руси. Представляется возможным соединить два взгляда на время возникновения обители: древняя монашеская жизнь на Валааме после XI века могла прекратиться, а затем восстановиться на рубеже XIV – XV вв.
Становление обители
Согласно истории XI ст. мирное население этих земель, беззащитные монахи и сама Валаамская обитель перенесли тяжкие испытания – нападение шведов. Шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, из досады, что их потрепали русские, нападали, грабили и сжигали все.
В древних новгородских летописях зафиксировано, что во время нашествия шведов мощи преподобных Сергея и Германа были найдены и перенесены в Новгород в 1163 -1164 годах. В это время произошло местное прославление основателей Валаамского монастыря и положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. В 1182 году, когда опасность миновала, монахи перенесли святые мощи обратно на Валаам. Опасаясь осквернения образа святыни, глубоко в скале высекли могилу и скрыли в ней святые мощи угодников, где они и поныне находятся.
До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы, о чем свидетельствует житие преподобного Авраамия Ростовского. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания. После заключения в 1348 году мира для Карелии в Дерпте Валаам отдыхал от гонений шведов.
В 1371 году Валаамские монахи спасли шведского короля Магнуса II Смека. Он был выброшен волнами Ладожского озера на берег острова. Сильная буря вдребезги разбила корабль, на котором он со своим войском решил совершить очередной завоевательный поход на православные земли Валаама. В несчастье короля валаамские старцы увидели особый Промысел Божий: они призвали его в лоно Православной Церкви, как некогда гонителя Савла. Узнав суету земной жизни, он решил остаток своих дней посвятить Богу. Составив завещание и сменив царскую порфиру на простую одежду монаха, он принял большую схиму с именем Григорий. Через три дня после пострига король Магнус умер. Валаамские старцы похоронили схимонаха Григория на братском кладбище.
Русские самодержцы поощряли Валаамский монастырь различными льготами. Князь Василий III Иоаннович даровал игумену Иоакиму и братии Грамоту, благодаря которой, крестьяне, проживающие в той местности, освобождались от ряда повинностей, на монастырских угодьях Валаама не убивали зверей и не рубили лес. Грамота несколько раз подтверждалась (в 1534 году, царем Иоанном IV и так далее).
XVI столетие ознаменовано тем, что шведская армия возобновила наступление на Россию. И снова Валаам не избег горькой участи. 20 февраля 1578 года шведы напали на монастырь, замучив за православное вероисповедание 18 старцев и 16 послушников.
В 1581 году Валаамским монахам было послано новое испытание — эпидемия чумы, жертвой которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограждение. Одни братья вместе с настоятелем скрывались в лесах Валаама, ведя скитский образ жизни, другие – в Антониевых Дымском монастыре, где неукоснительно соблюдался устав Валаамской обители. Монашеская жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Валаамскими монахами было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена.
После заключения 18 мая 1595 г. мира между шведами и русскими царь Феодор Иоаннович повелел отстроить монастырь, выделив средства из царской казны. Было дано разрешение на владение вотчиной, рыбной ловлей и другими льготами. Это было начало расцвета.
Процветание Валаамского монастыря в XV – XVI веках дало основание называть его честной и великой Лаврой.
XVII столетие
При игумене Макарие Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия (имена неизвестны), не захотели покинуть священные места и приняли смерть от рук шведов. На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго.
Ожидая пришествия шведов, церковнослужители вывезли из Валаама на хранение в новгородские монастыри святые иконы, кресты, ризы, казну. Некоторые Валаамские монахи и сами перебирались в новгородские и псковские обители. Большинство же, желая сохранить монашеское братство, удалилось в Ладогу, где в 1618 году им было дано в управление Ладожский Васильевский монастырь.
Разрушая и сжигая Валаам, убивая служителей монастыря, шведы погубили и ростки православной веры, насажденной валаамскими монахами на финском берегу Ладожского озера. По Столбовскому договору, заключенному в 1617 году, шведскому королю Густаву Адольфу уступается Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Остров Валаам, таким образом, более чем на весь век оказался в руках иноверцев.
В 1685 году над могилами преподобных Сергея и Германа Валаамского была построена деревянная часовня. Но, построенная на скорую руку, часовня вскоре разрушается. Старый Крест еле держался.
Но когда финн-лютеранин осмелился сбросить его, он был поражен жестокой болезнью. Когда лютеранин раскаялся в содеянном, он был исцелен на Валааме и стал набожным почитателем преподобных. Вскоре он поселился недалеко от руин, восстановил крест и часовню. Часовня простояла до 1717 года, до тех пор пока по приказу Петра Великого не началось восстановление Валаамской обители.
Расцвет и возобновление
В 1715 г. вышел указ императора о восстановлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский 1721 год). Это могло произойти только по прямому указанию самого Петра I. В Монастырь привезли церковную утварь и продовольственные запасы из Кириллова. Возроздение началось.
Уже в начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с пристройками во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. В 1720 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность. Но 3 апреля 1754 года в пасхальные дни начался пожар, уничтоживший практически все. Удалось спасти некоторые иконы, и над святыми вратами Монастыря уцелела часть стены.
Первое время после пожара монахи, с разрешения епископа, совершали обычное богослужение в часовне, которую просили освятить как церковь. По просьбе Синода императрица Елизавета Петровна подарила на новые постройки 8000 рублей.
Строительство завершилось в 1756 году. Появилось теплое строение храма Успения Пресвятой Богородицы и соборного храма Преображения Господня. Монастырь был обнесен деревянной оградой С западной стороны ограды расположились три часовни: над воротами – Предтеченская, с севера – Космодамианская, с юга – Ильинская. Еще одна часовня находилась перед входом в обитель. В окружности у него было чуть больше пятисот метров. Все церкви, построенные в обители, были холодными, за исключением храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. В неотапливаемых храмах старцы священники не очень хотели проводить службу, особенно ─ раннюю литургию. В 1759 году по просьбе игумена Ефрема было благословенно в паперти теплой Успенской церкви построить обитель во имя святителя Николая чудотворца. А при трапезной была построена теплая церковь во имя Рождества Христова.
В марте 1786 года обитель, во имя преподобных отцов Сергея и Германа, Валаамских чудотворцев, была освящена и включена в когорту штатных третьего класса с игуменским настоятельством.
С 1789 года и по 1794 год, а также с 1809 и по 1814 год произошло освещение ряда церквей. В 1793 году, по высочайшему повелению, в монастыре основали епархиальную больницу на пять человек персонала. К 1811 году в Валаамской обители деревянных построек уже не было, строительство велось из кирпича. Был куплен дом для Валаамского подворья и была квалифицирована как строение первого класса. В течение всего XIX века ведется активное строительство и благоустройство монастыря. В его стенах проходят съезды духовенства и мирян.
Когда Финляндия укрепляла свои границы…
После октябрьской революции 1917 года Финляндия получила независимость и стала укреплять свои границы. Военное командование рассматривало Валаамский архипелаг как пограничный форпост государства на Ладожском озере, поэтому на Валаамских островах велись интенсивные работы по защите войск, населения и объектов инфраструктуры от военного воздействия. Монастырский летописец Монах Иувиан (Красноперов) свидетельствовал, что в Монастыре началось «порт-артурское сидение».
В 1923 году Финляндская Православная Церковь переходит на новый (григорианский) календарный стиль в богослужебной практике. Насильно его вводят и на Валааме. Это повлекло за собой возникновение подлинного раскола в братии Валаамской обители. В 1925 году за верность старому стилю из монастыря были исключены 42 монаха. В обители осталось примерно 400 человек, из них 70 иеромонахов и 40 иеродиаконов. Множество наемных рабочих разрабатывали лес. В основном, это были православные карелы, обычно приходившие перед женитьбой помолиться на Валаам и поработать в пользу обители. Прачечными и огородами занимались 25 оставшихся на острове богомолок, образовавших свою общину. Равномерно приходилось закрывать скиты, оставались лишь Предтеченский, Тихвинский и Всесвятский. Но съезды духовенства и мирян проводились регулярно в храме ап. Петра и Павла. С 1926 года богослужение проводилось на финском языке, в Воскресенском скиту открыли детский приют. Начали печать книги.
Вторая мировая
В 1939 году отношения между Советским Союзом и Финляндией испортились. Войска СССР начали военные действие, а Валаамский архипелаг подвергся бомбежкам. В монастыре перестали проводить службы, церковную братию эвакуировали.
Когда мир был восстановлен, Валаамский монастырь отошел к землям СССР. В бывшей усадьбе Папинниеми началась новая жизнь.
После войны
В 1949 году на острове был создан совхоз. В течение тридцати двух лет (1952-1984) здесь находился дом-интернат для инвалидов войны и пожилых людей. Директор интерната разбирал часовни из дерева и отапливал им хозяйственные постройки. В нижнем храме был обустроен овощной склад, в Успенском храме работал магазин, а в Воскpесенском скиту была турбаза. Живопись в Спасо-Преображенском соборе от сырости портилась. Деревянную церковь Ильинского скита на о. Лембос сожгли полностью, не стало также около двух сотен деревянных часовен на островах, строений Коневского скита.
В 1965 году власти, организовав на острове природный заказник, решили дать Валааму новую жизнь. Были и другие попытки. В 1979 году природный заказник был преобразован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в связи с чем некоторым зданиям был предоставлен статус памятников. Предусматривалось обустройство туристического аттракциона с канатной дорогой и аэродрома, в соборе – зала органной музыки, строительство нового поселка на 1000 жителей.
Современное состояние
Скиты, которые находились рядом со Спасо-Преображенским собором и сам собор с внутренним каре, в 1989 году по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Совмин Карелии передали в пользование Ленинградской епархии. После этого на остров стали приезжать первые поселенцы (иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим, послушники Леонид, Вадим) Они поселились в бывшем изоляторе дома инвалидов.
В нижнем храме стали идти службы, а в монастыре началась реставрация. В 1990 году был освещен главный престол нижнего собора. Согласно постановлению Верховного Совета Карелии обители вернули все храмовые и административно-хозяйственные строения и присвоили статус «ставропигиальный».
Обитель стала духовным и культурным центром. Монастырь стал мини-государством площадью с центральной усадьбой и множеством скитов, разбросанных на прилегающих островах, с заводами – свечным, кирпичным, гончарным, конным, фабрикой. Возобновилось книгоиздательство. На Валааме добывали скипидар, шлифовали гранит и мрамор. Монастырская индустрия использовала передовые механизмы и технологии. Даже электричество появилось здесь на несколько лет раньше, чем в Санкт-Петербурге! На Валааме стали разводить множество плодово-ягодных деревьев и кустарников. В теплицах вызревали дыни весом до трех килограммов и арбузы – до восьми; в аптекарских садах рос золотой корень.
В 2008 году патриарх Алексий II освятил и отслужил в храмовом цокольном комплексе Свято-Владимирского скита первую литургию. Был открыт музей, посвященный патриарху Алексию II.
Процветание обители, вызвавшее восхищение и зависть, можно назвать чудом Божьим, но в основе этого чуда всегда лежал кропотливый труд. На острове всегда рады гостям. Принимают экскурсантов, приезжающих полюбоваться удивительной природой и шедеврами архитектуры, которые потихоньку возрождаются, подышать чистым воздухом.
Но есть одно условие для посещения острова – человек должен быть верующим или хотя бы «интересоваться» религией. Ведь какой смысл отправляться в монастырь, если чуждо самое главное в его жизни – вера в бога!