В 1862 году свыше 70 знаменитых жителей Москвы заявили о готовности выделения собственных средств на строительство в городе монастырской часовни и помещения для монахов. Но лишь в 1900 году настоятелем Спасо-Преображенской Валаамской обители игуменом Гавриилом при участии братии было заложено Московское подворье этого монастыря.

Под руководством архимандрита Гавриила

Малой родиной архимандрита Гавриила (Гаврилова Георгия Гавриловича) была Рязанская губерния, где он появился на свет. После окончания сельской земской школы молодой человек стал насельником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В этой обители его постригли в монахи в 1880 году, а через год он уже служил здесь в качестве настоятеля и стал игуменом. После его благословения начали строить Московское подворье Валаамской обители. В 1901 году завершили возведение двухэтажного здания. В это же время состоялось освящение главного престола, названного в честь преподобных Сергия и Германа, а также правого придела Иерусалимской иконы Божией Матери.

Через два года игумена Гавриила назначили на должность настоятеля Свято-Троицкой Алатырской мужской обители (Симбирская епархия), где он стал архимандритом. В конце 1910 года после воспаления легких настоятель Свято-Троицкой Алатырской обители покинул этот мир. Его похоронили в Троицком соборе рядом с алтарем.

К благотворителям Московского подворья Валаамского монастыря причисляют Георгия Ивановича Курникова, который вырос в Угличском уезде (Ярославская губерния). Основными направлениями деятельности купца были торговля, строительство и сдача в аренду домов. Он тратил много средств на благотворительность. Курников серьезно помогал городу, пополняя московскую казну крупными суммами.

Церковные дела тоже интересовали купца, который выделял на них немалые средства. Ктитор и староста храма святого Василия Кесарийского (Тверская-Ямская слобода), который снесли в 1930-х годах, Курников скончался через год после Октябрьской революции.

У Георгия Ивановича была жена – Прасковья Яковлевна Веселова из известного купеческого рода и брат Филипп, с которым он постоянно жертвовал средства на Церковь. До сего дня верующие приходят в храм Валаамской обители, чтобы помолиться перед списком Иерусалимского образа Богородицы, подаренным братьями Курниковыми.

Монастырское подворье жило в соответствии со строгим иноческим уставом. Игумен Гавриил определил, в каком порядке проводить богослужения. В его личном дневнике было записано: «В часовне в 8 часов утра в учебные дни совершался краткий молебен для детей учащихся, которые в это время во множестве приходят помолиться пред учением».

На территории подворья продолжается активное проведение духовно-просветительской деятельности. Уже прошел целый век после установления дореволюционных традиций, в соответствии с которыми подворье функционирует до сих пор. Патриарх Кирилл считает, что здесь продолжается духовно-нравственное воспитание христиан: «Самый важный аспект деятельности воскресных школ – приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы не должны превращаться лишь в места проведения досуга, необходимо всегда помнить, что их основная задача – привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».

Чтобы подтвердить все вышесказанное, следует отметить, что на территории подворья организовали образовательную структуру. В воскресных школах учатся взрослые и дети. Верующих ждут в открытом кинотеатре и богословском лектории. Этим просветительская деятельность подворья не ограничена. Священники с удовольствием общаются с прихожанами, что способствует сплочению прихода, определению преобладающих устремлений и интересов членов общины, их направлению в сторону духовного роста, увеличению числа прихожан, которые ведут миссионерскую и социальную деятельность. Священнослужители Московского подворья Валаамской обители часто беседуют с прихожанами и гостями церкви. Время от времени в таких беседах принимают участие уважаемые верующими священники и учителя, преподающие в духовных школах.

Начиная с 1917 года, прихожанам и насельникам Московского подворья Валаамской обители пришлось пройти через гонения и издевательства, как и многим российским православным христианам. Дело дошло до изуродования величественного здания на подворье. Звонницу сломали, а купол лишили креста и положили на него бревна. Для заливки пола нехристи использовали бетон. После этого часовня стояла с замурованными окнами и входом.

В тяжелые и смутные времена подворье превратилось для прихожан «единственной пристанью, тихим пристанищем от бурь, дверями в рай». Им стало известно, что монахи планируют свое возвращение в монастырь. Тогда они обратились к игумену Валаамской обители с просьбой уговорить братию остаться в Московском подворье. Во время Божественной литургии в церкви преподобных Сергия и Германа Валаамских прозвучали слова патриарха Тихона о том, что монахи Московского подворья – это «оплот, столп Православия и рассадник веры в Первопрестольной столице Царства Российского». Он с уверенностью сказал, что «братия обители до конца останется утешением всем скорбящим и обремененным».

В 1922 году из храма вынесли более пяти пудов серебряной церковной утвари, чтобы помочь «голодающим Поволжья». На верхнем этаже подворья поселились «социальные женщины». В таких условиях монастырская братия чувствовала себя неуютно. В их помещения водворили нежелательный элемент. Происходили неизбежные столкновения с коммунистками. Но монахи продолжали служить Богу, несмотря на то, что им противостояли обновленцы и большевики.

Монашеская братия существовала в невыносимых условиях, подвергаясь постоянным обыскам. Но монахи не сломились. Перед тем как закрыли подворье, в ночное время туда для проведения тщательного обыска пришли красноармейцы с большевиками. Им ничего не удалось обнаружить, после чего они удалились.

Во время проведения праздника Казанской иконы Божией Матери, поутру до начала литургии на территории подворья снова появились представители новой власти, чтобы закрыть его и выселить братию. Тогда в храме находились многочисленные прихожане, которых увидели большевики. Они решили подождать, пока окончится служба, а затем предложили монахам вынести их вещи и погрузить на машины, но братия отказалась это делать. Милиционерам пришлось самостоятельно этим заняться. После погрузки вещей их отвезли в Покровскую обитель. В 1924 году состоялось закрытие Московского подворья.

За год до этих событий заведующий подворьем иеромонах Галактион получил письмо от игумена Павлина, в котором говорилось, что братия должна немедленно оттуда уехать. В этом послании он пытался объяснить, что новая власть проводит антирелигиозную политику:

«Не полагайтесь на то обстоятельство, что срок вашего пребывания на подворье продлен, ибо никак нельзя полагаться на тех, кто гонит Церковь Христову. По всей вероятности, продление этого срока — простая случайность».

Монастырский собор принял постановление, согласно которому монахи после получения финляндских виз отправились на Валаам. Оставшимся инокам «вменялось в послушание и непременную обязанность быть беспрекословными в повиновении и послушании заведующему подворьем иеромонаху Галактиону, строго соблюдать правила, устав и благочестивые обычаи святой обители».

Проведение служб продолжилось, так как храмом на подворье управлял местный приходский совет. Поскольку некоторым монахам негде было жить, а большевики к ним относились враждебно, то они ходатайствовали о возвращении в Валаамский монастырь. Впереди их ждали разные мытарства. После получения разрешения в конце 1924 года восемнадцать монахов вернулись в обитель, а шестнадцать иноков оставались в Московском подворье, где проводили службы в храме преподобных Сергия и Германа. Местом их обитания стал подвал, расположенный рядом с подворьем, которое захватили большевики.

Окончательное закрытие церкви состоялось в 1926 году. Насельников разогнали, а некоторых – арестовали. Но монахи, которых благословил Святейший Патриарх Тихон, не ушли от своей паствы. Службы проходили в храме Ржевской Богоматери на Поварской, пока она не закрылась. Большевики сломали звонницу и лишили купол креста. Много окон часовни вместе с входом были замурованы, метлахская плитка на полу – залита бетоном, а бревна использовали для закрытия купола.

В этом некогда величественном здании разместили 36-ю поликлинику, обслуживающую в Москве Фрунзенский район. Когда началась война, это здание служило госпиталем. В нем известным хирургом, участником Поместного Собора, святителем Лукой (Войно-Ясенецким), заседающем в Священном Синоде, были проведены блестящие операции.

В начале 90-х из-за аварийного состояния здания и недействующих коммуникаций его хотели снести. В 1993 году Русская Православная Церковь снова стала владеть этим подворьем, что привело к возобновлению монашеской жизни. Нижний храм (бывшая часовня), где обустроили временный иконостас, стал местом совершения первой Божественной Литургии, которая состоялась 1 августа 1993 года при участии новых насельников и прихожан в переполненном маленьком нижнем храме.

В 1994 году была завершена расчистка центральной части церкви преподобных Сергия и Германа Валаамских, где 1 мая того же года верующие собрались на первую пасхальную службу. Впоследствии на территории подворья произошли и другие изменения. 25 октября 1996 года здесь чествовали Иерусалимскую икону Божией Матери. Для этого открыли придел в верхнем храме, освященный в честь этого образа, где провели первую службу.

Благотворители помогли восстановить звонницу и в Великий Четверг 1997 года здесь снова зазвучал колокольный звон. После этого начали реставрировать нижний храм. Работы завершили установкой нового иконостаса с частичным сохранением прежнего интерьера и живописи. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил церковь святого благоверного князя Александра Невского. Первую службу в ней провели 6 декабря 1998 года, когда православные чествуют этого святого.

В 1998 году Московское подворье получило подарок в виде нового списка с Валаамского образа Божией Матери. Эту чтимую икону, киот которой украшают многочисленные дары и резная сень, поместили в верхнем храме там, где находится северная колонна. Как только всей Церковью был прославлен Валаамский образ, от иконы начали исцеляться люди.

Южная колонна церкви преподобных Сергия и Германа известна благодаря прекрасному образу Валаамских чудотворцев, которые покровительствуют Московскому подворью.