Паломники из разных уголков нашей планеты стараются посетить некоторые российские монастыри, влекущие их своим дивным светом. Верующие стремятся побывать в Оптиной Пустыни, Троице-Сергиевой лавре, Серафимо-Дивеевском монастыре и других обителях, чтобы поклониться находящимся там святыням. Отдельно следует сказать о Валааме. На этом острове не чувствуется мирская суета. Иноки ведут здесь тихую, созерцательную жизнь.

Как добраться

От вокзала в Приозерске (он совмещенный — железнодорожный и автовокзал) нужно добраться до причала Валаамского монастыря:

Можно на такси. Такси стоят там же на площади возле ж/д вокзала. Стоимость такси около 200 рублей. Можно также пройти пешком по ул. Ленина до конца, затем свернуть направо, выйти на площадь перед заводом, пройти под трубопроводом к заливу, перейти залив по понтонному мосту и далее налево вдоль заборов пройти к причалу. Дорога пешком от автовокзала до причала занимает около 40 минут.

При необходимости на причале можно переночевать. Сумма пожертвования за проживание в гостинице на причале – 450 руб. В летнее время (с мая по сентябрь) на причале есть возможность пообедать. Цены на хостелы в Приозерске начинаются от 1300 р.

Во время летней навигации т/х «Валаам» отходит от причала в Приозерске обычно около 9:30 утра, а «метеоры» – около 11:00. Посадка на них возможна только при наличии свободных мест. Сообщение на коммерческих теплоходах действует только в летний период. Для посадки на коммерческий теплоход нужно обратиться к капитану корабля.

Теплоход и метеоры прибывают на остров в Монастырскую бухту.

Паломники приезжают на Ладожское озеро, чтобы отправиться на север этого водоема, где находится знаменитый монастырь. Материковая часть расположена от него в 22 километрах. В состав Валаамского архипелага входит примерно полсотни островных территорий, общая площадь которых составляет 36 квадратных километров, а самого крупного острова Валаама – 27,8 квадратных километров. Он находится возле Емельяновского, Предтеченского, Скитского и других небольших островков. Ближайший карельский город Сортавала, который в старину назывался Сердоболем, расположен от него в 42 километрах, Приозерск – примерно в 60 километрах, а Санкт-Петербург – свыше 220 километров.

Многочисленные заливы, каналы и проливы изрезали береговую линию архипелага. Течения в озере имеют особую структуру, поэтому притоки практически не оказывают влияние на акваторию, в которой расположен архипелаг. В некоторой степени – это эталон для центра Ладожского озера.

Гидрограф Александр Андреев восхищался природой Валаама. Он говорил, что такой красоты «не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на глубину, — островки, мыски, бухточки… Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид».

Небольшая территория Валаамского архипелага стала родным домом для примерно полтысячи представителей растительного мира, которые характерны для различных природных ареалов. Здесь гнездятся свыше двухсот видов пернатых, можно встретить лисиц, белок, зайцев и лосей. Местные безлюдные острова известны благодаря лежбищам ладожских нерп, занесенных в Красную Книгу. В здешних водах успешно размножаются хариусы, сиги, палии, лососи и другая ценная рыба.

Валаам относят к самым красивым островам в мире благодаря его своеобразным архитектурным ансамблям, светлым садам и аллеям, отвесным скалам, вековым соснам и елям. Первозданная северная природа застыла здесь в своем суровом величии, а внутренние озера наполнены тихим покоем.

Великолепие местной природы отражает в себе духовную красоту Валаама. Паломники стремятся попасть сюда, чтобы посетить древнюю иноческую обитель – духовный центр Русского Православия, которому дали неофициальное название Северный Афон.

Согласно датировке современных историков, первое упоминание Валаама относят к самому началу девятого века. Тогда здесь на огромном идольском капище в честь Перуна и Велеса совершали жертвоприношения, убивая людей. В таком виде остров мог предстать перед глазами апостола Андрея Первозванного. В монастырском предании говорится, что он, побывав в Киеве и направляясь в сторону Новгорода по Волхову, мог попасть на Ладогу и посетить Валаам. Для благословления местных гор Андрей Первозванный использовал крест или апостольский жезл. Такая история записана на первых страницах летописи 12-го века «Повесть временных лет».

В предании сказано о языческих жрецах, которые были слушателями апостольской проповеди, после чего они решили принять крещение, а затем занялись разрушением капищ. Там, где ранее стояли идолы, был установлен каменный крест. Прошли столетия и на свой «крестный путь» вступили монахи Валаамской обители.